Одной из наиболее распространенных кровельных материалов стала рулонная кровля.
Для монтажа рулонной кровли используются современные покрытия, выполненные из битумных и полимерных компонентов. Такой материал имеет высокие гидроизоляционные свойства. Такой материал обычно выпускается в рулонах.
Само полотно состоит из пяти слоев. Из них два слоя представляют собой битумную или полимерную массу, которая держится на армированном основании из полиэстера или стеклопласта.
Остальные слоя выполняют защитные функции. Один слой – пленка из полиэтилена и второй – насыпка из мелкозернистого камня, защищающая материал от механических воздействий.
Для наплавления битумно-полимерной и битумной кровли обычно используется специальная горелка, работающая на пропане. Основной гидроизолирующий материал состоит из двух слоев, держащихся на каркасном материале.
Обычно битумы покрывают с пленкой, защищающей от химических воздействий основу. А поверх наружной стороны наносится слой из лейкой каменной крошки: базальт, сланец, гранит и др.
Рулонная кровля имеет еще несколько названий, которые варьируются от используемых компонентов: гидроизол, гидростеклоизол, стеклоизол, рулонная гидроизоляция и рулонная кровля.
Распространена практика, когда завод-изготовитель дает битумной кровле свои наименования для разных видов битумных и полимерных рулонных направляющих кровель.
Бывает 4 класса битумной кровли в зависимости от качества и эксплуатационных и эстетических характеристик:
- Эконом,
- Стандарт,
- Бизнес,
- Премиум.
На качество направляемой кровли, а соответственно и ее цену, влияет сам материал, использованный для гидроизоляции (битумный, битумно-полимерный), а также процентным отношением модификаторов СБС и АПП.
Изначально для производства такой направляющей кровли брался окисленный битум. Для этого обычный битум нагревали и пропускали через него воздух. Такой процесс повышал температуру плавления с 50º С у обычного сырьевого битума до 80º С. В результате этот материал спокойно выдерживал палящие солнечные лучи в жаркую пору.
Но окисленный битум имеет один существенный недостаток. Такой материал становится достаточно хрупким и быстро стареет. Поэтому рулонная направляющая кровля из окисленного битума сохраняет свои эксплуатационные качества не более 5 лет, после чего начинает давать трещины, пропускать воду. Также из-за хрупкости, такой материал невозможно использовать в качестве утеплителя.
Развитие рулонной кровли
С развитием технологий росли и требования к строительным, в том числе и к кровельным материалам. Чтобы избавиться от хрупкости материала в его состав начали добавлять присадки – специальные СБС и АПП битумы. В составе битумной основы их объем может достигать 25%. Такие модификаторы значительно повышают эксплуатационные свойства.
Таким образом удалось повысить стойкость рулонной кровли к температуре с 80º С до 110º С. Но главное то, что удалось добиться эластичности материала, благодаря чему вырос срок его эксплуатации с 5 до 25 лет. Кроме того, битумные рулоны можно применять в качестве утеплителя в различных сложных конструкциях (трубы, перекрытия и д. д.)
Стурол-бутадиен-стирол (СБС) – этот полимерный компонент добавляется в битумы для повышения их эластичности и теплостойкости. СБС представляет собой полимер, который еще называют искусственным каучуком. Теплостойкость самого модификатора достигает 100º С. покрытие из этого материала способно выдерживать большие ударные нагрузки и хорошее сцепляется с основой, что позволяет создавать прочное качественное покрытие. Полимер СБС имеет высокий уровень эластичности, достигающий 2000%.
При смешивании с битумной основой, полимер СБС распределяется в виде матричной или решетки, которую образовывают блоки полистирола. А сам битум распределяется в этих клетках. Благодаря такой структуре удатеся достичь высоких показателей пластичности битума.
Атактический полимер (АПП). Полимер относится к термопластическим материалам. Именно благодаря добавлению этого компонента удается достичь высокой термостойкости рулонной кровли, повысить ее эксплуатационные характеристики, такие как стойкость к ультрафиолетовым и инфракрасным излучениям. Этот материал не отличается высокой эластичностью, но способен выдерживать достаточно большие циклические нагрузки. Такой материал добавляется в выди рулонной направляющей кровли, используемые в условиях жаркого климата.
Основные виды каркаса.
Бывает три вида каркасов, предназначенного для основы и нанесения на него битума: стеклохолст, стеклоткань, полиэстер.
Стеклохолст — это полотно, сплетенное из тонких волокон того же материала, что применяется для выплавки стекла. Прочность стеклохолста на разрыв низкая (294Н), что связанно с хрупкостью стекловолокон и их хаотичным сплетением. Также у такого материала очень низкий уровень эластичности, составляющий всего 1-2%. Но если материал использовать вместе с стеклотканью, можно добиться высоких прочностных показателей.
Стеклоткань. Материал выполнен из тонких стекловолокон, переплетенных между собой. Стеклоткань может выдерживать достаточно большие нагрузки на разрыв (600Н). Но главным недостатком является его хрупкость и неэластичность. Если нужно изменить размеры кровли, то мембрану отрывают от основы. При этом гидроизоляционные качества не ухудшаются.
Полиэстер. Этот тип материала применяется в самих дорогих рулонных кровлях. Материал выдерживает большие нагрузки на разрыв (725Н), при том что сохраняет высокую эластичность, достигающую 50%. Материал состоит из волокон полиэстера, которые переплетены в хаотичном порядке.
Маркировка:
Основные типы рулонных кровельных материалов получили такую маркировку: ХПП, ХКП, ТПП, ТКП, ЭПП, ЭКП
Расшифровка:
По первой букве в маркировке определяется вид основания или каркаса. На который наплавляют битумный материал:
Х – стеклохолст;
Т – стеклоткань;
Э – полиэстер.
Остальные буквы показывают защитные слои: вторая буква – верхний слой, а третья – нижний.
П – полиэтиленовая пленка;
К – защитный слой из мелкозернистой насыпки.
Для продления срока эксплуатации кровли на подстилочный слой из РПК можно нанести несколько слоев жидкой мастики. После высыхания слоя на поверхность можно нанести еврорубероид. Такой метод значительно увеличивает срок службы кровли. Выполняя ремонт гаража можно и вовсе сделать кровлю из жидкой мастики на водной основе или растворителе.